Трудно найти более консервативную организацию чем музей. Казалось бы, сам смысл существования подобных учреждений — сохранять старое неизменным. Но оказывается, с передовыми высокими технологиями этим заниматься сподручнее.

Вебинар «Умный музей: как современные технологии работают на сферу культуры» провел на портале АНО «еНано» заместитель директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, заведующий кафедрой информационных технологий в сфере культуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Владимир Определенов.

В Пушкинском музее с 2018 года действует научно-просветительский проект «Музейная ИТ-лаборатория», в рамках которого команда музея совместно с коллегами и экспертами в различных цифровых технологиях из других сфер деятельности исследует и формирует концепцию «умного музея» и стратегию его цифрового развития, делится знаниями и размышлениями, накопленными в рамках этой работы.

В Москве ведется масштабное строительство и реконструкция нескольких крупных музейных комплексов. Решения, которые уже сейчас закладываются в проекты, можно во многом назвать попыткой создания «умных музеев» (Smart Museum), в полной мере отвечающих концепции «умных городов» (Smart City). В Пушкинском концепция «умного музея» будет реализовываться по мере реконструкции нового пространства музейного квартала, рассчитанной до 2026 года. «Уже сегодня мы должны понимать, какие наиболее важные, актуальные технологические тренды должны использовать, чтобы музей открылся не устаревшим», — сказал Определенов.

Русский музей посещают около 1,2 млн человек в год, еще 4 млн уникальных посетителей за последние пять лет заходили на официальный сайт. По опросам, среди цифровых технологий, которые они хотели бы видеть в музее, лидирует вариант виртуальной и дополненной реальности, что, по словам IT-директора, было ожидаемо. «А вот высокий запрос на виртуальных помощников оказался неожиданным, и сюда будут направлены основные усилия», — заверил Владимир Определенов. В музее уже есть приложение, которое можно использовать в смартфоне для получения дополнительной информации по всем экспонатам выставок. Ведется тестирование очков дополненной реальности. Намерены вместе с Яндексом сделать «Алису» виртуальным помощником по музею.

На 1 июня 2018 года в Пушкинском музее оцифровано 43% из 670 тыс. экспонатов. Еще в музее 350 тыс. книг и около 800 тыс. единиц архивного хранения, которые только предстоит разобрать. Основные направления цифровизации музея предполагают не только оцифровку коллекций и автоматизацию системы учета экспонатов, но и затрагивают развитие системы безопасности с видеоаналитикой, виртуального пространства, цифровых двойников выставочного пространства, мультимедийных составляющих выставочных проектов. Музей намерен заниматься научно-исследовательскими работами и экспериментальным применением новых технологий. В частности, все большее число учреждений, ответственных за хранение культурного наследия (музеи, библиотеки, архивы) используют для обеспечения эффективности системы охраны, маркировки и контроля перемещения музейных предметов RFID-технологии.

По России ездит выставка Пушкинского музея для слабовидящих людей. Она состоит из хорошо отсканированных по слоям картин, распечатанных затем на 3D-принтере. «Эта программа является эксклюзивным проектом и приоритетом Пушкинского музея», — заверил Определенов. Кроме того, в прошлом году в Пушкинском музее создан отдел киномедиаискусства, начался сбор коллекции цифрового искусства.

В музее намерены использовать интеллектуальные системы освещения, что связано не только с энергоэффективностью, но и с тонкой подстройкой для просмотра экспоната, в том числе, создания для него щадящего режима освещения.